Научное руководство: от методологии к формированию научных школ
❤️ В рамках V Конгресса молодых ученых в Сочи, являющегося ключевым мероприятием Десятилетия науки и технологий, состоялась секция, посвященная роли наставничества в современной научной среде. С докладом выступил Всеволод Вадимович Белоусов, д.б.н., член-корреспондент РАН, директор Института нейронаук и нейротехнологий Пироговского Университета, директор Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России.
В своем выступлении эксперт раскрыл эволюцию функций научного руководителя в зависимости от масштаба научного коллектива. По его мнению, в малых лабораториях руководитель совмещает множество ролей — от административного управления до непосредственного педагогического сопровождения. В крупных же научных центрах его ключевой задачей становится стратегическое лидерство и формирование исследовательской идеологии, в то время как передача конкретных технических навыков делегируется команде senior-сотрудников.
❤️ Иллюстрируя этот тезис, Всеволод Вадимович привел пример из собственной карьеры. В 2002 году он присоединился к лаборатории Сергея Анатольевича Лукьянова, д.б.н., академика РАН, где в то время велись передовые исследования флуоресцентных белков. Центральным в выступлении стал тезис о том, что первостепенная задача наставника — не столько передача методик, сколько формирование у учеников культуры научного поиска. Речь идет о способности формулировать релевантные и перспективные исследовательские вопросы, отделяя фундаментальные проблемы от второстепенных.
Подводя итоги, Всеволод Вадимович Белоусов резюмировал:
«Основная роль научного руководителя — задавать правильные вопросы. Остальные функции вторичны».
Таким образом, эффективное руководство в науке определяется не объемом административных функций, а способностью к методологическому лидерству и формированию уникальной исследовательской траектории.
Scientific leadership: from methodology to the formation of scientific schools
Within the framework of the V Congress of Young Scientists in Sochi, which is a key event of the Decade of Science and Technology, a section was held on the role of mentoring in the modern scientific environment. Vsevolod Belousov, Doctor of Biological Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Director of the Institute of Neuroscience and Neurotechnology at Pirogov University, Director of the Federal Center for Brain and Neurotechnology of the FMBA of Russia, delivered a report.
In his speech, the expert revealed the evolution of the supervisor’s functions depending on the scale of the research team. In his opinion, in small laboratories, the head combines many roles — from administrative management to direct pedagogical support. In large scientific centers, his key task becomes strategic leadership and the formation of a research ideology, while the transfer of specific technical skills is delegated to a team of senior staff.
To illustrate this thesis, Vsevolod Belousov gave an example from his own career. In 2002, he joined the laboratory of Sergey Lukyanov, PhD, Academician of the Russian Academy of Sciences, where advanced research on fluorescent proteins was being conducted at that time. The central point of the speech was the thesis that the primary task of a mentor is not so much the transfer of methods as the formation of a culture of scientific research among students. It is about the ability to formulate relevant and promising research questions, separating fundamental problems from secondary ones.
Summing up, Vsevolod Belousov summarized: “The main role of a supervisor is to ask the right questions. Other functions are secondary.” Thus, effective leadership in science is determined not by the volume of administrative functions, but by the ability for methodological leadership and the formation of a unique research trajectory.
Пироговский Университет — флагман медицинского образования России.
Как один из ведущих медицинских вузов страны, Пироговский Университет готовит высококвалифицированных специалистов, сочетая инновационные исследования с академическими традициями. Благодаря участию в программе «Приоритет 2030» вуз концентрируется на прорывных направлениях: иммуномедицине, генотерапии и нейротрофике, создавая технологии для борьбы с тяжёлыми болезнями и развивая персонализированную медицину.
По словам ректора Сергея Лукьянова, университет укрепляет позиции в рейтингах благодаря научным достижениям и высокому уровню подготовки студентов. Первый проректор Георгий Надарейшвили отмечает роль вуза как двигателя инноваций, а проректор по молодёжной политике Владислава Белякова подчёркивает важность развития soft skills и всесторонней поддержки студентов.
Таким образом, Пироговский Университет остаётся центром притяжения для тех, кто хочет стать частью медицины будущего.
Больше новостей лучшего медицинского университета читайте в телеграм-канале: https://t.me/daily_2med
Комментариев пока нет.
Leave a Reply